Акцентирование вертикальных членений

В этих двух больших композициях-повествованиях Бородинская битва и Армия и Народ художники исходили из ряда конкретных исторических эпизодов, которые обретали в какой-то мере качение символа (в Бородинской битве — пожар Москвы, отступление французов, бегство Наполеона и т. д., а в Армии и Народе — битва русских богатырей, наступление гвардейцев, танковая атака и т. п.). Наряду с развитием композиций повествовательного характера художники обращаются к созданию композиций-символов. Они могут обладать своей сюжетной структурой, но в отличие от первых — но раскрытие темы, а не последовательный рассказ. Здесь допускается некоторая замкнутость эпизодов, сопоставление символов и конкретных фактов. Но связь между ними основана не на последовательности событий, а на ассоциативных сопоставлениях или углублении значительности идеи, положенной в основу работы. Произведения подобного характера обычно занимают центральное место в архитектурном ансамбле. Одним из примеров может служить большая мозаичная композиция в Музее космонавтики им. Циолковского в Калуге (художник А. Васнецов, архитекторы Н. Бархин и И. Фомин. 1964). Художник располагает на внутренней стене зала в его центре крупные фигуры молодых физиков, инженеров, ученых плотным ритмическим рядом, подобно сомкнутому строю. Художник лишь намечает характерные портретные черты каждого из них, но подчеркивает их внутреннее состояние. Акцентирование вертикальных членений, резкое светотеневое моделирование фигур, условность трехцветной мозаики (серебристо-серой, коричневато-зеленой и охристой) придают этим изображениям единство целого, без выделения первого или второго планов. И хотя мозаика выполнена по гладкой стене, резкая светотеневая игра создает ощущение рельефа. Следует заметить, что в этой архитектурной ситуации, когда залы музея имеют специфическую экспозицию (затемнение, условная подсветка и т. п.) именно такое художественное решение оправдывает себя — мозаика входит в ансамбль музея ненавязчиво, тактично и в то же время вносит в его деловую экспозицию ноту романтической взволнованности, становясь его идейно-художественным центром.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.