Анализ ряда произведений монументальной живописи

Высокого мастерства в определении масштаба живописных изображений по отношению к формам реальной архитектуры достигали художники эпохи барокко. Итальянский художник Поццо (церковь Игнатия в Риме), француз Дакотт (капелла в Версале) и другие мастера настолько точно рассчитывали масштаб фигур, расположенных на разных планах, что создавалась полная иллюзия «расступающихся» стен, над которыми клубятся облака, летят фигуры ангелов и т. п. Иногда же, наоборот, они помещали изображения перед рамами, вводя их тем самым в зал. Анализ ряда произведений монументальной живописи с точки зрения их связи с архитектурой здания говорит о том, что масштабные соотношения между элементами живописи и архитектуры увязываются в строгую пропорциональную систему. Так, в рассмотренной нами монументальной мозаичной живописи центральной апсиды Софийского собора в Киеве главное изображение — фигура богоматери, — занимающее конху, связано со всей остальной живописью апсиды пропорциональным соотношением, соответствующим золотому сечению. Следовательно, в случаях, когда живопись располагается на таких частях здания, где иллюзорный прорыв плоскости нежелателен, надо применять условную передачу перспективы, но важно помнить, что такое построение может правильно восприниматься только с определенных точек наблюдения, иначе возникнут оптические искажения. Это особенно сильно проявляется при росписи сводов. Так, очень удачные сами по себе большие мозаичные панно на своде нижнего зала станции метро «Комсомольская-кольцевая» лишь с некоторых точек воспринимаются неискаженными. Существенную роль связи между монументальной живописью и архитектурой играет передача перспективы в живописных изображениях, моделировка форм и колорит. Перспектива может быть передана различными приемами.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.