Центричность сооружения

Другим древнейшим примером также трехнефной, крестовокупольной церкви является Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Он в общих чертах напоминает Десятинную церковь. Так же, как у Десятинной церкви, у него центром композиции является купол, покоящийся на барабане и, посредством парусов, на четырех столбах крестчатой формы. С востока собор также завершается тремя абсидами, соответствующими по размеру трем продольным нефам. Однако этот собор имеет и принципиальные отличия от Десятинной церкви, в которой подкупольное звено плана слегка удлинено по поперечной оси. У Спаса-Преображенского собора в Чернигове центральное подкупольное звено строго квадратное. Его окружают одинаковые по ширине малые нефы. Особенно следует подчеркнуть наличие восточного поперечного малого нефа, помимо алтарного, обычно совмещенного с ним (алтарная преграда, вероятно, была вровень с восточной крайней нарой столбов). Таким образом, Центричность сооружения, превалирующая над его продольной осью, была проведена как главная композиционная идея. Нартекс, достаточно широкий, изолировался от собственно храма; пятиглавие собора, органически вырастающее из плана сооружения, также подчинялось этой композиционной идее. Если бы нартекс собора был в большей степени раскрыт в храм и стена, отгораживающая его от храма, в большей степени напоминала в плане пару столбов, то можно было бы говорить о восьмистолпном соборе. В данном случае собор был шестистолпным — с той особенностью, что, помимо центральных четырех столбов, он имел в плане дополнительную пару восточных столбов, представляющих собой оконечность стен, разделяющих абсиды. Это и является его своеобразной чертой, заставляющей говорить о принципиально ином варианте типа сооружения по сравнению с Десятинной церковью.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.