Дополнительный фактор эстетического восприятия среды

Преувеличенные физические размеры пешеходных маршрутов некоторых новых жилых районов именно через кинестетические ощущения усиливают раздражение человека в связи с монотонностью зрительных впечатлений. Здесь кинестетические и зрительные ощущения усугубляют друг друга. К сожалению, этот фактор изучен пока столь мало, что последовательно привлекать его к рассмотрению проблемы не представляется возможным. Следует упомянуть также о влиянии на эстетические оценки тех условий поведения, которые создаются средовой ситуацией. Городские пространства человек не только видит, но и преодолевает. При этом важна, наряду с кинестезическими ощущениями, сама психологическая атмосфера этого акта: можно ли это делать не торопясь, не толкаясь, без оглядки на машины. Это проблема не только комфортности, но и формирования мироощущения, формирования представления о характере, существе внутренней жизни данного места. Момент, на наш взгляд, довольно существенный, но все же лишь дополняющий складывающуюся картину. Изложенное показывает, что в сумме поступающих в сознание впечатлений о тех качествах среды, которые мы воспринимаем эстетически, безусловно, ведущее место принадлежит зрительным. Это позволяет нам сконцентрировать свое внимание преимущественно на анализе визуальных картин, лишь отчасти привлекая другие каналы информации. Восприятие человеком окружающей его среды происходит во времени, в процессе смены перед передвигающимися наблюдателем картин городского ландшафта. Некоторые качества среды могут быть восприняты и с неподвижной точки зрения, что позволяет нам выделить для рассмотрения сумму характеристик окружения, в достаточной степени раскрывающихся с отдельно взятых точек наблюдения. Фрагмент городской среды, попадающий в этом случае в поле зрения может быть назван архитектурной картиной (термин, употреблявшийся Н. И. Бруновым), или видовым кадром (по терминологии Л. М. Тверского). ЕЛ. Беляева указывает на некоторую условность названных терминов, поскольку движение глаз человека, возможность изменения направления зрения расширяют границы кадра, позволяют говорить скорее о панораме, чем о кадре.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.