Единство творческих идей

В первом случае живопись и скульптура, естественно, в большей степени зависят от архитектурного облика здания, от того места, которое отведено для них архитектором в общем замысле сооружения. Целое, гармония всей постройки, задуманная проектировщиком, может быть нарушена, если скульптор и художник, осуществляя свою часть работы, не поймут общего архитектурно — композиционного замысла или не захотят с ним считаться. В этом случае художественному качеству здания будет нанесен серьезный ущерб совершенно независимо от абсолютного качества росписи или скульптуры. И, наоборот, единство творческих идей и устремлений всегда дает прекрасные результаты. Широко известной иллюстрацией этого положения служит советский павильон на международной выставке 1937 года в Париже, созданный Б. Иофаном и В. Мухиной. В советской и зарубежной печати этот павильон был единодушно признан классическим образцом синтеза искусств, произведением глубокого и превосходно выраженного художественного содержания, и суждение это выдержало испытание временем. Как известно, в конкурсе на скульптурную группу Рабочий и колхозница, кроме В. Мухиной, участвовали такие опытные мастера, как М. Манизер, В. Андреев, И. Шадр, но они не сумели создать скульптуру, которая органично слилась бы с архитектурой павильона в нераздельное целое. У М. Манизера и В. Андреева статуя оказалась слишком аллегоричной, холодной, рассчитанной на самостоятельное, независимое существование. У И. Шадра статуя насыщена свойственной работам этого мастера динамичностью и экспрессией. Этим она, казалось бы, должна была сродниться с архитектурой павильона, которая, благодаря системе выдающихся пилонов, полна стремительного движения вперед. Однако чрезмерная экзальтация позы жеста и то, что скульптура вышла за переднюю плоскость центрального пилона, сделали невозможным, помимо воли автор сочетание его произведения и основной архитектурной части здания. Статуя В. Мухиной, являющаяся одной из лучших работ советских скульпторов, очень много проигрывает от того, что был механически разрушен ее синтез с архитектурой, для которого она была создана. И когда смотришь сейчас на это превосходное

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.