Эволюция крестчатых столбов

При ее наличии подпружная арка, опираясь на ветви креста — пилястры столба,- в своем основании не пересекается с арками, расположенными к ней под прямым углом. Подобное пересечение, с одной стороны, ослабило бы арки, кроме того, особенно в условиях каменотесной техники, привело бы к сложнейшей форме отдельных блоков камня. Выкладывая подобные пересекающиеся в основании арки из кирпича, строители также встретились бы с серьезными затруднениями. Придавая столбам простую, квадратную, круглую или восьмигранную в сечении форму, зодчий прибегал одновременно к устройству выпусков в основании арок или устройству специальной капители (Дворцовый собор в Боголюбове). В случае же применения бетонной техники кладки степ и столбов, со значительными прослойками раствора, зодчие легко сооружали пересекающиеся у пяты арки, как это было характерно для ряда новгородских храмов. На эволюции крестчатых столбов можно проследить стремление русских зодчих к компактности архитектурной формы сооружения. Отказавшись от изолированного нартекса и обобщив его с собственно храмом, зодчие сделали немаловажный шаг в этом направлении. Единая высота всех нефов свидетельствует о том же стремлении. Храм Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, имеющий пониженные угловые звенья плана, в этом смысле был единичным явлением, к тому же после застройки западных углов храма до верха он потерял эту свою отличительную черту. Абсиды стали сооружаться все более плоскими, широкими, открытыми в храм. Более того, зодчие отказались на этом этапе истории отечественной архитектуры от многоглавия, дробящего объем храма, сохранив лишь один его центральный купол. Бесспорно, постепенно развивающаяся тенденция к единству внутреннего объема церкви и одновременно к лаконичности и цельности его внешних форм характерна для древнейшей истории русской архитектуры.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.