Композиционные приемы, соответствующие принципу построения театральных декораций

Примененная здесь роспись блоков под «граненый руст», маскирующая стыки сборных элементов, даже с небольшого расстояния производит впечатление рельефа. Другого рода средствами создания перспективного эффекта могут служить композиционные приемы, соответствующие принципу построения театральных декораций. Эффект глубины достигается при этом благодаря применению форм и рельефов трапециевидных и пирамидальных очертаний. Интереснейший образец применения перспективного рельефа дает нам Браманте в церкви Марии вблизи церкви Сан Сатиро в Милане. Площадка, отведенная для постройки, не позволяла в необходимой мере развить алтарную часть церкви. Поэтому Браманте, стремясь к наиболее экономичному использованию участка, построил в конце центрального нефа перспективную нишу, которая создает иллюзию продолжения алтарной части главного нефа. Еще одним примером создания перспективного эффекта могут служить лестницы трапециевидной формы: лестница, ведущая на площадь Капитолия, сооруженная по проекту Микеланджело, лестница в Павловском парке под Ленинградом и лестница на набережной в Одессе. Возникающий здесь перспективный эффект может быть объяснен следующим образом. Когда зритель смотрит, к примеру, на лестницу в Павловском парке, он не замечает сближения ее продольных сторон, так как относит видимое уменьшение верхних ступеней полностью за счет перспективы, и поэтому лестница кажется ему более протяженной. Если бы она имела в плане прямоугольные очертания, то казалась бы менее значительной, как это видно из приведенных на рисунке изображений. Особое место среди сооружений трапециевидной формы занимают площади. Такую форму имеют, например, известнейшие ансамбли средневековья и Возрождения — площади Сан Марко в Венеции и Петра в Риме.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.