«Масштабная шкала» композиции

Необходимым условием здесь является наглядность, «понятность» масштаба малых элементов (маленькие арки боковых нефов и большие арки у средокрестия в интерьерах соборов; маленькие шатровые башенки на углах первого яруса и центральный шатер Спасской башни Московского Кремля и т. д.). Выразительную «масштабную шкалу» композиции мы находим в русских высотных сооружениях — церквах, башнях и звонницах. Их основные объемы — от подклета или первого яруса до венчания — имеют крупный масштаб; нижняя часть решена в масштабе, непосредственно связанном с физическими размерами человека, чем подчеркивается монументальность форм поднимающегося ввысь главного объема. Размельчение масштаба верхнего, венчающего яруса (расчленение его по схеме, характерной для гораздо более крупной формы, заставляющее воспринимать этот малый ярус как большой ярус, находящийся на значительной высоте) еще усиливает впечатление особенной крупности форм центрального объема. Сознательное применение нескольких масштабов в одном здании дает сильный и художественно полноценный эффект; однако один из них должен преобладать, чтобы сохранить единство и цельность масштабного строя сооружения. Непременным условием целостности композиции является доминирующее значение масштаба основных элементов и членений здания. Возможны, Конечно, оттенки масштабной выразительности, вызванные разнообразием и сложностью задач, требующих соответствующих изменений во взаимоотношении величин элементов сложной архитектурной композиции; важно лишь выявить и подчеркнуть основное масштабное выражение здания. Средства создания архитектурного масштаба более конкретно можно иллюстрировать анализом масштабного строя наиболее известных сооружений.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.