Масштабные соотношения между элементами живописных произведений и архитектурными членениями

Композиция больших мозаичных панно построена по принципу воздушной перспективы, с передачей глубины и зрительным разрушением свода. Однако панно окружены узкими плоскими рамами, которые никак не могут служить обрамлением «проема» в своде и зрительно «не держат» крупную многофигурную мозаику. Не менее важны для создания органической связи между архитектурой и монументальной живописью масштабные соотношения между элементами живописных произведений и архитектурными членениями. Точно найденные размеры основных элементов живописных композиций по отношению к высоте и объему здания во многом определяют масштаб всей живописной системы. Особенно важно найти верные масштабные соотношения при использовании монументальной живописи пространственно-перспективного характера. Здесь размеры фигур людей, животных, элементов пейзажа или архитектуры, изображаемые в живописных композициях, расположенных на стенах или сводах, должны быть такими, чтобы зрителю казалось, будто они приобретут реальные размеры, если он, зритель, приблизится к этим элементам. Очень крупные изображения будут зрительно уменьшать размеры интерьера и «вылезать» из рам, а мелкие — казаться игрушечными. Например, изображения фигур спортсменов на небольших овальных панно, находящихся в куполах нижнего зала станции метро «Маяковская», слишком мелки по отношению к высоте зала и его объему. Поэтому фигуры не воспринимаются реально. Хорошей иллюстрацией того, как точно найденный масштаб сложных архитектурных форм, изображенных на плафоне, создает по отношению к реальной архитектуре убедительный образ, служит роспись плафона в Павловском дворце Воронихина. Кажется, что действительно над головой зрителя поднимаются галереи и колоннады, перекрытые легким орнаментированным сводом.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.