Мирожский собор

Угловые звенья храма имели лишь весьма незначительную высоту. Бесспорно, что данный тип храма является привнесенным в русскую архитектуру извне и, возможно, обязан своим появлением деятельности создателя храма Нифонта, ревнителя византийского христианского ритуала. Однако переработка данной объемно-пространственной композиции не заставила себя ждать. Мирожский собор был перестроен еще в течение XII века, т. е. вскоре после его сооружения, в соответствии с национальными чертами русских храмов. Угловые западные звенья плана были надстроены до полной высоты, в результате чего храм получил компактный, целостный архитектурный объем. Надо заметить, что, несмотря на достаточно широкое распространение крестообразных во внешнем объеме храмов в восточном христианском мире (на Кавказе, в Малой Азии, Греции и других местах), в русской архитектуре этот тип храма так и не привился. В плане собор представляет собой как бы четырехстолпный храм, но высоких столбов в нем нет, так как центральные нефы ограничены стенами. Отрезки этих стен, образующих своего рода столбы, воспринимаются столбами только на плане сооружения. Нет сомнения, что небольшие церкви, сооруженные в Старой Ладоге в течение-того же периода, к которому относится жизнь и деятельность Нифонта, находятся по своим типологическим чертам в прямой связи с собором Мирожского монастыря и впоследствии оказали влияние на композиционную основу малых четырехстолпных и с одной абсидой церквей Новгорода. Соразмерности храма, установленные графическим методом, подверглись проверке по тщательным обмерным данным, предоставленным для исследования архитектором И. Абрамовым. Исходный размер для построения принят равным 4,62 м или 15 греч. футам. Этому размеру приравнено «световое кольцо» центрального барабана и размеры в свету четырех центральных подпружных арок.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.