Мотивы «изображенной» конструкции

Каменная облицовка кирпичного дворца — изображение несуществующей конструкции (крупной каменной кладки стен). Мотивы «изображенной» конструкции имеют место и в таком сооружении, как Парфенон. Незамаскированная реальная конструкция и реальный материал составляют здесь основу всей совокупности архитектурных форм: ствол колонны Парфенона — реальный несущий столб; его материал — реальный мрамор; реальное строение столба выявлено швами барабанов; реальная конструкция архитрава показана вертикальными швами над колоннами. В то же время ствол колонны покрыт каннелюрами, изображающими ее специфическую Жесткость; стволу придан энтазис, как бы показывающий результат ее упругого сопротивления; это сопротивление выявлено и в криволинейном профиле эхина; триглифы фриза представлены как изображение обрабатывавшихся некогда концов балок. Для неискушенного зрителя реально-конструктивное сливается в Парфеноне с изобразительно-конструктивным в неразрывное художественное единство, в котором совершенно исчезает граница между реальностью и изображением. Но доминируют в композиции реальные конструктивные элементы, которые лишь «окрашиваются» художественно-изобразительными моментами. Эта окраска делает более выразительными и действующие реальные усилия, в ряде случаев доводит эти усилия до зрителя, художественно увеличивая их роль и придавая им более наглядный, образный характер. Единство конструктивной и эстетической сторон отнюдь не исчерпывается тем видом синтеза, который нашел классическое выражение в архитектуре Парфенона. Иной тип синтеза представляет архитектура Колизея. Реальная арочно-стеновая конструкция его фасада художественно дополнена изображением нескольких ярусов ордеров. Взаимоотношение этой реальной конструкции фасада и изобразительных элементов совершенно другое, чем в Парфеноне.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.