Новые формы

Это пространство было отделено от города каменным кружевом стены. Лучи солнца проникали внутрь сквозь цветные стекла витражей. Чувство весомости и неподвижности каменных масс здесь совершенно исчезало. Новые формы, введенные в употребление готикой, имеют характерную особенность: множественность и возможность бесконечного варьирования. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить пучковые колонны с обычными или стрельчатую арку, имеющую бесчисленные вариации очертаний, — с полуциркульной романской аркой, которая всегда одинакова. В этом же художественный смысл каменной резьбы, узорных переплетов и орнаментальной трактовки движения в готической скульптуре. Каждый стебель сложных пучков колонн может быть прослежен от земли, из которой он вырастает, и до высоких сводов, по которым он разветвляется в виде нервюр, словно жилки по листьям. Нет сомнения в том, что в создании архитектурного образа собора чрезвычайно ярко сказывались религиозные представления, господствовавшие в мировоззрении того времени, характерный для него мистицизм. С другой стороны, в орнаментации, в разработке и освоении растительных форм, использованных для создания этого образа, охватывающего чрезвычайно широкие стороны действительности того времени, проявлялись передовые тенденции эпохи — познавательные устремления человека, его любовь к природе, к действительному миру, наконец, его гордость собственным мастерством. Образ готического собора характеризуется известной двойственностью, отсутствием целостности. Это выражалось в том, что такие чисто конструктивные элементы, как контрфорсы и аркбутаны, необходимые для устойчивости собора, но вступающие в противоречие с образом его интерьера, были вынесены «за скобки», т. е. на малодоступные для наблюдателя боковые и задние фасады собора.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.