Общие вопросы тектоники

Отводя важнейшую роль прочности и ее художественному выражению в архитектурных формах, Витрувий настаивал на разумной умеренности в расходовании строительных материалов. Этой проблемой занимались и теоретики последующих эпох, в частности во времена ренессанса и классицизма. Термин «тектоника» был введен в литературу лишь в XIX в. Тогда в него вкладывали различное, подчас противоречивое содержание. Одни просто отождествляли тектонику с архитектурой или строительной деятельностью. Другие, основываясь на идеалистическом мировоззрении, связывали тектонику лишь со стилевыми моментами архитектуры (подразумевая под этим прежде всего художественные качества сооружений). Яркий представитель такой точки зрения Вёльфлин писал: «…тектонический стиль — стиль связного построения и чистой закономерности; напротив, атектонический стиль — стиль более или менее скрытой закономерности и несвязного построения. Там он жизненный нерв во всем существе необходимости единения, полная неподвижность, здесь искусство играет с кажущимся отсутствием правил». Подобную же точку зрения разделял Кон-Винер, считавший, что для развития архитектуры характерна последовательная смена тектонического, декоративного и орнаментального стилей. Одностороннее понимание тектоники получило распространение и среди некоторых теоретиков архитектуры. Классификацию тектонических систем (тектоническая, иллюзорная, иллюзорно-декоративная) они основывали не на действительной конструктивной структуре сооружений, а лишь на воспринимаемой зрителем их декоративной оболочке, т. е. на том или ином характере украшения конструкций. Изучение архитектурной практики и теории — современной и прошлой — позволяет предложить следующее определение тектоники.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.