Огромные танки

Огромные танки, тяжелые, громоздкие, черной стеной наступают на него и не могут сокрушить воина. Это историческое единоборство двух противоположных сил: разрушения — фашизма и созидания — социализма. Фигуры солдат моделированы сильно, крупными планами, с резкими светотенями. Они кажутся настолько объемными, что выступают из плоскости, как бы заслоняя собой зрителя от грозного натиска врага. Сраженный пулей солдат, как неодолимый барьер, загородил путь врагу. Жесткость моделировки, некоторая деформация форм вызваны стремлением придать этим фигурам смысл символического образа, и тем не менее, хотелось бы, чтобы живая, человеческая интонация звучала яснее и глубже. Тогда контраст между бронированной тупой силой врага и душевной стойкостью и мужественностью советского солдата получил бы еще большую выразительность. Проект Защитникам Москвы относится к большой группе монументально-живописных произведений, в которых художники обращаются к аллегориям, отражающим извечную тему борьбы Добра-Созидания и Зла-Разрушения. Думается, что проект стены Защитникам Москвы является одним из возможных путей художественного воплощения этой темы, исходящих из сегодняшних представлений. Но среди многочисленных работ, посвященных этой философской проблеме, есть и такие, в которых художники обращаются к классическим образам древних мифов — борьба героя с минотавром, драконом и т. п. Независимо от искренности и мастерства художников многие из подобных работ вызывают некоторую неудовлетворенность. Она возникает, видимо, потому, что сегодня передать ужас глобального разрушения, который несет с собой современная война, невозможно через образ даже самого страшного дракона. Мифы стали сказкой, и когда-то страшный минотавр, сейчас выглядит безобидным по сравнению с Хиросимой. Нужны другие аллегорические образы, адекватные масштабам нашего века.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.