Ордера на наружном фасаде Колизея

В Парфеноне изобразительные элементы служили для подчеркивания и более выпуклого художественного выявления реальной конструкции и действующих в ней механических усилий. В Колизее изображена конструктивная система (ордера), совершенно отличная от реальной конструктивной системы фасадной стены, и художественное назначение этой ордерной декорации заключается не в выявлении и подчеркивании, например, мощи каменной кладки и тяжеловесности здания, а, наоборот, в создании впечатления его большей легкости и стройности. Ордера на наружном фасаде Колизея не создают иллюзию каркасности стены: они являются здесь декоративным средством архитектурно-пластической обработки поверхности. Удельный вес изобразительных моментов весьма различен. Иногда они — только художественный намек на реальные усилия, действующие в конструкции (энтазис колонны). Но изображение может быть и полноценной скульптурой, выполняющей в то же время реальную конструктивную роль (кариатиды Эрехтейона). Особый вид соотношения между конструкцией и ее художественной обработкой имеет место тогда, когда цель последней — внушить иллюзию наличия не существующих на самом деле частей здания, более дорогих строительных материалов и т. п. Иллюзия эта при ближайшем знакомстве с объектом исчезает или теряет свою убедительность. Так, в парижской церкви Мансара при Доме инвалидов средняя часть фасада, надстроенная в виде парапета, внушает иллюзию большей, чем на самом деле, высоты этой части здания. Ложность конструкции выявляется при взгляде с боковой стороны: фасад средней части поднимается над кровлей сам по себе. Аналогичный иллюзорный прием применен при надстройке старого здания на углу Пушкинской улицы и Охотного ряда в Москве.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.