Орнамент в руках архитектора

Так, доходный дом, построенный арх. Сангайло в Петербурге в 1911 -1912 гг., выполнен почему-то в «египетском стиле» с применением египетских архитектурных деталей и орнамента, не имеющих к доходному дому никакого отношения. Отвечая образу сооружения своим содержанием и характеристикой, орнамент вместе с тем должен соответствовать его композиционной системе в целом. Орнамент в руках архитектора является сильным средством выявления общего композиционного замысла. Пластическая и цветовая выразительность орнамента помогает архитектору остановить внимание зрителя на наиболее важных композиционных частях сооружения. Изменение общей композиции орнамента, его характера, масштаба, величины, рельефа определяется той или иной архитектурной концепцией. Говоря о подчинении системы орнаментации общей архитектурной идее, нужно подчеркнуть также и необходимость соответствия каждой отдельной орнаментальной детали архитектурной форме и архитектурной детали. Еще греки выработали замечательные орнаментальные формы, которые как бы сливаются с определенными архитектурными обломами, выражая их тектоническую сущность и обогащая их пластически. В орнаменте венчающих частей здания, не несущих нагрузки или несущих небольшую нагрузку, чаще всего греки применяли изображения свободнорастущего растения. При украшении антефиксов, акротериев и сим у греков особенно были распространены пальметты. Иной характер имеет орнамент соединительный — жгуты, меандры, бусы. Орнамент частей, несущих нагрузку, как бы придавлен сверху тяжестью расположенных выше частей (упругий рисунок листьев, украшающих киматий, приплюснутая форма иоников и т. д.). На таблицах приведено несколько примеров, показывающих зависимость композиции орнамента от архитектурной формы.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.