Основы художественного синтеза

Именно такая ситуация складывается в процессе осуществления синтеза искусств в градостроительных комплексах. Здесь связующая роль остается за архитектурой, которая в большей или меньшей степени берет на себя функции основы художественного синтеза. Порой, особенно в период развития изобразительной архитектуры это приводило к тому, что живопись и скульптура утрачивали свое самостоятельное значение, теряли специфические качества художественной выразительности. Приведу такой пример. В Москве на бывшей Калужской заставе стоят два здания, когда-то оформлявшие въезд в Москву. Сложные полукружия фасадов, развитые декоративные карнизы и членения, аттики, пилястры и колонны, наличники и балконы, рустованные стены нижних этажей, громоздкие порталы — кажется, был использован весь арсенал архитектурных форм, созданных предшествовавшими столетиями для того, чтобы украсить архитектуру архитектурой. Однако, кроме этого, на аттике одного из домов установлен ряд скульптур. Заинтересовавшись, я как-то опросил десятка два живущих поблизости москвичей: что Это за скульптуры? Кого они изображают? Ни один человек не Смог ответить на эти вопросы. Более того. Многие, оказалось, ежедневно проходя мимо, вообще не замечали этих статуй. Здесь скульптора по воле проектировщика было превратно в ненужную, безликую, чисто декоративную архитектурную Деталь, которую с успехом можно убрать или заменить другой. Так, кстати, и было сделано на соседнем, симметрично расположенном доме, где долгое время вместо скульптур стояли обелиски. И ровно ничего не изменилось в облике здания. Аналогичную ситуацию можно видеть и на некоторых павильонах бывшей Сельскохозяйственной выставки, где лишенные какой бы то ни было индивидуализации скульптурные изображения колхозника, колхозницы и рабочего были скопированы по нескольку раз и расставлены в строго повторяющейся очередности на фронтонах и аттиках, представляя собой своеобразный смотр двойников. Здесь также архитектор видел в скульптуре не индивидуальность специфического художественного обрат, а лишь возможность получить определенный вертикальный акцент декоративного завершения и создать ритм таких акцентов.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.