Отождествление «пропорций» и «отношений»

Такое отождествление «пропорций» и «отношений» происходит не случайно. Оно свидетельствует о тесной связи и взаимной обусловленности этих понятий. Действительно, более сложные по своей математической структуре пропорциональные зависимости всегда возникают на основе простых математических отношений. Однако роль пропорций и отношений в композиции различна. Так, например, линейные отношения 1 : 2, 1:5 и т. п. принято считать контрастными, а отношения 4:5, 9:10 и т. п. — нюансными. Группы отношений, занимающих среднее положение, например 3:5, 3 : 4 и другие, могут способствовать созданию впечатления контраста или нюанса в зависимости от их конкретной роли в композиции здания. Пропорции всегда выступают как средство наглядно-образной взаимосвязи между частями и целым. Эстетический смысл применения тех или иных отношений в архитектуре иной. Неправильно было бы думать, например, что эстетика отношений определяется их чисто количественным выражением, что среди геометрических отношений существуют более яркие и выразительные сами по себе, другие — менее. Нельзя, например, считать, что отношение 1 : 1,118 (функция золотого сечения) красивее, чем 1:1,5, или что отношение 1 : 1,5 более выразительно, чем 1 : 2. Эстетическое впечатление от того или иного отношения определяется прежде всего тем, где и как это отношение применено в архитектурной композиции. Умелое использование контрастных и нюансных сопоставлений усиливает художественную выразительность постройки. При помощи этих средств архитектор может воздействовать на зрителя, создавая нужное впечатление о величине сооружения, о его стройности и протяженности. Достигнуть изменения зрительных впечатлений при помощи контрастных и нюансных сопоставлений можно, конечно, в строго ограниченных пределах.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.