Поганкины палаты

Все помещения расположены в одну линию. Это вообще типично для жилых построек Пскова XVII в. В плане дома нет сухой симметрии, однако все его внутреннее пространство организовано по трем продольным осям и нескольким поперечным, совпадающим с осями сеней. Формы всех помещений очень простые. В плане они большей частью почти квадратные, что определялось не только традициями, но и техническими условиями, в частности возможностью широко применять хорошо освоенный крестовый сомкнутый свод и использовать стены большой толщины (из хрупкой псковской известняковой плиты) для устройства лестниц, тайников, чуланов и т. п. Рассматривая конструкции и интерьер вместе, можно отметить их единство. Зодчий не прячет и не маскирует конструкцию. Она служит у него определяющим элементом организации внутреннего пространства. Надоконные перемычки, распалубки и своды кажутся не выложенными, а как бы вылепленными рукой скульптора. Это зависит и от природы строительного материала, и от особенностей строительных навыков, приемов и художественного мышления народных зодчих Пскова. Поганкины палаты — ясный и простой пример соответствия наружного объема здания его внутреннему строению, иллюстрация их неразрывного единства. Объемная композиция определена типологическими особенностями дома и технико-экономическими возможностями. Наряду с этим она отразила влияние определенных условий общественной жизни XVII в. Весь первый этаж представлял собой склады для товаров и не имел окон, выходящих на улицу. Здание приобретало замкнутый, крепостной характер, соответствовавший «смутному» времени войн и социальных переворотов, ожесточенной классовой борьбы между «лучшими» и «мелкими» (богатыми и бедными) людьми.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.