Последовательность построения соразмерностей храма

Византийская архитектура характеризуется большим вниманием к куполу — обычно центру композиции. Прекрасным свидетельством тому, что подобная последовательность построения соразмерностей храма действительно имела место при составлении чертежа или разбивки храма в натуре, служит стихотворение Константина Родосского (или Родия) — византийского писателя, жившего в X веке. В тексте этого стихотворения дано отчетливое описание строительства церкви Двенадцати апостолов в Константинополе,- буквально в той же последовательности, как мы предполагаем. Стихотворение начинается с описания того, как на строительной площадке определяется центральный, соответствующий куполу квадрат, как вслед за тем устанавливается положение четырех столбов по углам этого квадрата. Дается название этому квадрату со столбами — «месомфалос», что значит «сердцевина», «средоточие». В стихотворении подчеркивается первостепенное значение главного купола с изображением Христа. Подобный же текст, уже прозаический, приводит А. Гейзепберг. Текст принадлежит византийскому автору Николаю Месариту, жившему во второй половине XII и начале XIII века. Месарит, так же, как и Константин Родосский, описывая тот же храм Двенадцати апостолов, указывает на подчеркнуто первостепенное значение купола и центрального подкупольного квадрата для композиции храма в целом. Таким образом, оба текста в полной мере подтверждают предложенную здесь концепцию. Это свидетельство для нас весьма ценно как свидетельство современников, имевших возможность почерпнуть свои сведения из живых строительных традиций. Архитектор-геометр, строивший все элементы сооружения с таким вниманием и подчас изощренностью, не мог не задуматься над пропорциональными качествами конечной формы сооружения.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.