Повторение орнаментов

А раз возможно повторение какого-либо орнаментального мотива в одном сооружении, то столь же возможно оно и во многих сооружениях. Конечно, здесь имеется в виду повторение орнаментов, соответствующих по содержанию и форме своему назначению. Повторение, примененное на жилых домах, например в районе Песчаных улиц (штампованные бетонные детали и орнаменты, копирующие известные классические образцы, характерные для резного камня), нельзя признать удачным. Эти детали не только не соответствуют новому материалу, но, будучи мелкими по форме, при повторении оставляют назойливое впечатление. Оказывается, несмотря на то, что широкое применение ручного труда, казалось бы, и не ставило перед зодчими тех задач, которые выдвинуты теперь перед архитекторами в связи с индустриализацией строительства, наши предки настойчиво искали и применяли наиболее рациональные методы декоративного убранства зданий, нередко идя по пути своеобразной стандартизации и унификации элементов. Особенно богато этим мудрое народное зодчество, которое всегда характеризовалось реалистическим подходом к предмету. В каменном зодчестве примеры вариантного применения стандартных деталей из керамики дают такие памятники прошлого, как ансамбль Горицкого монастыря в Переславле-Залесском, сооружения Ростова-Ярославского и др. Самое широкое применение нашли своеобразные «стандартные» детали и орнаменты в архитектуре русского народного жилища. В монументально-строгих избах Севера основными элементами, имеющими декоративно-орнаментальную обработку, являются коньки крыш, водостоки и выносы бревен сруба в виде кронштейнов. Эти элементы встречаются чуть ли не в каждой избе, придавая ей исключительное своеобразие и выразительность, усиливающуюся ритмическим повтором вдоль деревенской улицы.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.