Прием создания равновесия

Помимо этого, массивный объем картинной галереи уравновешивается небольшими, но пластически богатыми, сильно расчлененными объемами храма Нике и правого крыла Пропилеев, а также находящимся между ними пространством. Равновесие объемно-пространственной системы входной части Акрополя осуществляется и в пределах всего ансамбля. Оно достигается подобием композиции правой и левой сторон Акрополя относительно его центральной оси, по сторонам которой крестообразно размещены большие, крупночлененные объемы Парфенона и картинной галереи и малые с мелкими членениями объемы храмов Эрехтейона и Нике. Рассмотрим другой, не менее выразительный прием создания равновесия входной части обширного ансамбля, примененный в южном фасаде крепостной стены Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Статический центр масс главного фасада комплекса проходит через ось главной надвратной башни и делит всю южную крепостную стену монастыря на две равные по площади части. Западное прясло этой стены имеет небольшую высоту и значительную длину, а фланкирующая его угловая башня подчеркнуто развита по вертикали. Они уравновешиваются коротким и более высоким восточным пряслом стены и более массивной фланкирующей башней. Для них характерно: логичное, последовательное нарастание мощи стен и башен на более уязвимых в оборонном отношении сторонах комплекса; смещение зданий композиционного центра (собора, колокольни) в сторону крепостных стен, имеющих естественную защиту; размещение здесь наименьших по высоте башен и крепостных стен, открывающих вид на приближенный к ним композиционный центр. Наиболее распространенным приемом композиции древнерусских ансамблей — кремлей и монастырей — является концентрическое размещение сооружений вокруг единого статического центра — собора с высокой колокольней.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.