Приемы построения архитектурной формы

Надо к тому же заметить, что наиболее обособившиеся группы русских сооружений XI-XII веков разобщены не только территориально, но и по времени; киевские храмы относятся к XI веку, группа крупных новгородских храмов — к первой половине XII века, архитектура Владимиро-Суздальских храмов — ко второй половине XII века. Иначе говоря, происходит перемещение «фокуса» в постепенном развитии единой в основных своих принципах русской архитектуры. Изучая приемы построения архитектурной формы, мы приходим к выводу, что в архитектуре всех земель они оказываются, в основных чертах, одними и теми же. Но это не значит, что архитектура отдельных районов страны, подчас находящихся в самых различных природных условиях, и к тому же осуществляемая различными социальными группами, не имеет специфических, своих, достаточно характерных черт. В XI веке сооружаются в Киеве и Новгороде храмы Софии. Оба храма по своим типологическим чертам весьма близки одни другому, их различия не принципиальны, а «вариантны». Однако кладка стен различна — в Киеве типичный пример opus maxtum, в Новгороде — из-за недостатка кирпича и наличия относительно удобно транспортируемой плиты — стены толще и кладутся целиком из камня. Кирпич применяется только в арочных перемычках. В Киеве южный теплый климат позволяет делать окна большего размера и открытые обходные галереи-паперти. В Новгороде же, напротив,- окна меньшего размера и напорти более закрыты. Таким образом, сооружения приобретают местный колорит — признаки местной строительной школы. Типологические основы русских крестовокупольных храмов XI века являются как бы последовательным развитием одной и той же композиционной идеи. Квадратное подкупольное звено, перекрытое куполом,- это центр всякого храма, и одновременно оно представляет собой схему простейшей маленькой бесстолпной церкви.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.