Приемы пропорционирования

В чем же заключаются возможности пропорций, как средства создания образной взаимосвязи и согласованности частей и целого? Каким путем могут быть эти возможности реализованы? Ответ на эти вопросы может в известной степени дать внимательное изучение примеров, приведенных в настоящем разделе. Вместе с тем для известной конкретизации материала можно обратиться к изучению нескольких простейших схем, иллюстрирующих элементарные принципы архитектурного пропорционирования. Сочетание прямоугольников, представленных на первой схеме, возникает при сопоставлении двух подобных фигур. Меньший прямоугольник, хотя он и сохраняет за собой роль самостоятельного элемента композиции, оказывается, однако, по размерам и пропорциям подчиненным большему прямоугольнику. Примеры подобной связи-соподчинения можно видеть на чертеже фасада Спасской башни и Эрехтенона. Второй вид связи, показанный на следующей схеме, — это уже не сочетание отдельных относительно самостоятельных элементов, а взаимосвязанные отношения части и целого. Образуется такая связь путем повторения формы целого в его отдельной части, т. е. при помощи «расчленения». Об аналогиях такого рода уже говорилось при сравнении фрагмента и деталей ордера Парфенона. И соподчинение элементов, и их расчленение на взаимозависимые части применяются обычно вместе в самых разнообразных сочетаниях. Так, изучая пропорции небольшого концертного павильона, построенного архитектором Д. Кваренги в Царском Селе, мы обнаруживаем, что фасад его состоит как бы из двух равных, наложенных друг на друга прямоугольников 13 — прямоугольников. При этом они расположены так, что отсекают справа и слева две подобные им фигуры меньших размеров.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.