Примеры иллюзий контраста и нюанса

Представлена иллюзия другого рода. Правый прямоугольник, самый маленький, равный одной четверти левого, наиболее крупного прямоугольника, при сравнении с последним кажется зрителю больше своей действительной величины. Здесь при сравнении двух различных по величине крайних фигур мы обнаруживаем уменьшение различий, т. е. явление в своей основе противоположное иллюзии контраста. Оно возникает при последовательном уменьшении размеров нескольких предметов, расположенных в ряд. Аналогичные примеры иллюзий контраста и нюанса можно найти и в архитектурной практике. Контраст и нюанс выступают здесь в ряде случаев в органичной связи с исторически сложившимися композиционными приемами народного зодчества. Можно указать на традиционное пятиглавие русских соборов, в котором центральная глава, противопоставляемая четырем угловым (меньших размеров), кажется еще более значительной. Приводившиеся выше примеры нюансного перехода от крупных нижних частей к более мелким верхним в сочетании с тектонической выразительностью также создают перспективный эффект увеличения размеров, сходный в своей основе с результатами восприятия иллюзии нюанса. При восприятии архитектурных сооружений, композиция которых образована сочетанием нижнего (горизонтального) и центрального (вертикального) объемов, иллюзия переоценки размера вертикали по сравнению с горизонталью проявляется наиболее отчетливо. Такое контрастное сопоставление было излюбленным приемом русских зодчих, этот прием нашел свое отражение в композиции ряда памятников архитектуры: церкви Вознесения в Коломенском, Сухаревой башни, высотной части здания Адмиралтейства и т. д. Наконец, возможны и другие способы достижения иллюзорного эффекта посредством контрастных и нюансных соотношений.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.