Проблема реализма

Проблема реализма в монументальном искусстве не понимается уже так упрощенно, как это было, например, в конце 30-х годов, когда павильоны ВСХВ оснащались многочисленными живописными панно, похожими на цветные фотографии театральных постановок. Однако уход от натурализма еще не есть панацея от всех бед. Он не дает ровно никакой гарантии художественного качества произведения, точности найденных изобразительных средств. Действительно, современные росписи чаще всего основываются на определенной мере условности, в них широко используются сопоставления различных масштабов, иногда в одном произведении сочетаются живописная и скульптурная техники, фреска и мозаика, бетон, дерево, металл, керамика. Свобода в обращении с материалом и разнообразная техника обычно воспринимаются как приметы времени, синоним современности произведения. Порой ясность идей, содержательный смысл произведения Подвигаются куда-то на второй план, вытесняются броскостью художественных приемов, ставших самоцелью. Такая опасность преувеличения роли формальных моментов творчества существовала на всех этапах истории искусств. Всегда были и, наверное, всегда будут творцы и эпигоны. Но очевидно и то, что современная направленность художественного творчества, основанного на высокой мере условности, создает питательную почву для нового формализма, противостоять которому может только подлинное искусство, в котором форма и содержание едины. Содержательность, конечно, нельзя ограничивать только ясностью поражения литературной идеи произведения. Содержательность может отчетливо присутствовать в чисто декоративных работах, даже в отвлеченных орнаментах, если они служат раскрытию общего замысла архитектурного сооружения, способствуют созданию планируемых ощущений. Нет сомнения в том, что настроение это тоже идея, заложенная в произведение осуществляемая с помощью синтеза искусств. Именно поэтому и заранее установленная мера условности или степень монументальной росписи должны определять художественные средства, а только определенная, каждый раз неповторимая творческая ситуация и общий идейно-художественный замысел могут диктовать пути решения конкретной синтетической в своем существе задачи.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.