Пропорциональная взаимосвязь и соразмерность частей и целого

Горизонтально расположенная фигура оказывается более вытянутой, а вертикальная — сжатой в поперечнике. Возникновение указанного несоответствия между замыслом архитектора и действительным художественным результатом можно обнаружить, к примеру, при сравнении чертежа фасада жилого дома на Ленинском проспекте в Москве, построенного А. В. Щусевым, с результатом восприятия этого здания в ракурсе. Фасад здания на чертеже выглядит весьма убедительно. Достигнутые здесь пропорциональная взаимосвязь и соразмерность частей и целого не вызывают сомнения. Мерный шаг лоджий, расположенных через значительные интервалы, не создает у зрителя впечатления излишней расчлененности фасада и перенасыщенности здания декоративными элементами. Совершенно противоположную характеристику следует дать изображению этого фасада при продольном сокращении его размеров. Фасад здания кажется перегруженным различными случайно расположенными архитектурными деталями. Пропорциональная стройность и согласованность частей нарушается. Чем же объясняется такое нарушение пропорциональной гармонии? Как показывает анализ, пропорциональность представленного фасада создается в известной мере путем сочетания прямоугольников золотого сечения (1 : 0,618) и квадратов. Три больших прямоугольника золотого сечения при сопоставлении подразделяются на квадраты и на меньшие прямоугольники золотого сечения. Последние, в свою очередь, подразделяются еще раз на аналогичные фигуры меньших размеров. Вся система оказывается приведенной к единству при помощи пропорции золотого сечения. В качестве примера можно проиллюстрировать одну из возникших при этом связей. Однако при сжатии фасада в продольном направлении пропорция золотого сечения нарушается, и из приведенного равенства выбывает второй связующий член.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.