Пропорциональный акцент

Роль пропорций и их значение в процессе формирования художественного образа сооружения указанными обстоятельствами, однако, не исчерпывается. Например, когда при постройке Грановитой палаты очертаниям арки, расположенной перед наружной лестницей, была придана форма, геометрически подобная фасаду здания, то тем самым не только была создана необходимая пропорциональная соразмерность, но и достигнуто впечатление взаимообусловленности, композиционного соподчинения части и целого. Такой пропорциональный акцент как бы конкретизировал роль арки как входа в здание. В других случаях принятые пропорциональные подразделения оказываются своеобразным средством выявления наиболее характерных композиционных черт внутренней и внешней структуры здания и т. д. Надо указать и на особую роль пропорциональных отношений в решении композиционных задач планировки и размещения объектов. Так, проектируя мавзолей на Красной площади, А. В. Щусев расположил его у кремлевской стены в ее центральной части. Подчеркнув этим значение поперечной оси, А. В. Щусев акцентировал внимание зрителя на здании мавзолея и вместе с тем сохранил подчиненное положение этого сооружения в ансамблевой застройке, не нарушив главенствующего значения продольной оси площади, вдоль которой движется основной поток транспорта и людей, направляются колонны демонстрантов и т. д. Таким образом, выделяя главное, создавая гармоническую последовательность в расположении элементов здания или ансамбля, пропорции тем самым способствуют правильной ориентировке зрителя в реальной обстановке, помогают ему представить и верно оценить структуру сооружения, его роль и взаимосвязь с окружением. Понятия пропорциональности и гармоничности должны быть неразрывно связаны с нашими представлениями об удобстве и функциональной целесообразности сооружения.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.