Равновесие архитектурных масс

Кольцевое, замкнутое построение этих комплексов обусловлено функциональными — стратегическими — требованиями, а использование рельефа местности, водных пространств, как средства защиты, во многом предопределило живописный принцип их композиции. Равновесие архитектурных масс центрической объемно-пространственной композиции относительно единого центра ансамбля (высокой колокольни) особенно ярко проявилось в Иосифовом-Волоколамском монастыре. Крепостные стены и башни монастыря в плане вписываются в окружность, центр которой находится на пересечении осей, проходящих через входы в монастырь. Весьма интересен прием гармонизации всех башен и колокольни путем пропорционального увеличения высоты каждой башни по мере ее удаления от колокольни. Расстояние от башни до колокольни равно тройной высоте этой башни. Иной прием лежит в основе построения асимметричного ансамбля Спасо-Евфимиева монастыря. Равновесие здесь достигнуто резким сужением формы плана в южном направлении и постепенным уменьшением к северу высоты крепостных башен. Оборонная, крепостная функции башен определила их размещение на значительных расстояниях, которые меняются в зависимости от целого ряда условий. На этой функциональной основе создается художественное единство в размещении зданий путем их ритмическою упорядочения: увеличение высоты и богатства формы башен сопровождается равномерным уменьшением расстояний между ними. В особенно четком ритмическом строе ансамбля башен Иосифова-Волоколамского монастыри отмечается нарастание в одном и том же направлении высоты башен, интервалов между ними, а также богатства их архитектурных форм. Увеличение расстояний между башнями происходит по закону арифметической прогрессии.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.