Ритмическое расположение фигур фриза «Евхаристия»

Например, ритмическое расположение фигур фриза «Евхаристия» в Михайловском монастыре (XI в.) подчеркивает нарастание движения к центру фриза и одновременно рассчитано на различное оптическое искажение фигур, размещенных на изогнутой поверхности апсиды. Крайние фигуры скомпонованы (по три) в группы, их одежды развеваются; по направлению к центру фигуры сужаются; центральные фигуры — наиболее узкие, с резко очерченными контурами. Таким образом, расстояние между фигурами от краев к центру увеличивается, и это способствует концентрации внимания зрителя на центральной группе. В одном из своих эскизов А. Н. Воронихин построил живописный фриз на плоской стене, в которой имеются проемы окна и двери. Ритмическое построение фриза здесь тесно связано с расположением и выявлением формы и размера проемов. Группы фриза взаимосвязаны, поэтому не только самый фриз, но и вся стена с окном и дверью воспринимаются как единое целое. Следовательно, композиция монументального живописного произведения зависит в основном от того, каково общее построение здания в целом. Но в каждом отдельном случае при размещении живописных композиций следует исходить из тектонической роли, которую выполняют те или иные части здания. Если можно допустить зрительный «прорыв» свода или облегчение верхней части стены, то совершенно недопустимо «разрушать» живописью несущие опоры. При размещении на стенах живописных изображений с воздушной перспективой следует особенно серьезно продумать их окружение и обрамление. Это необходимо, чтобы создать логичную тектоническую систему, отвечающую нагрузке стены или перекрытия (например, лепные рамы в ресторане Казанского вокзала, широкие орнаментальные полосы в Софии Киевской и т. п.). Показателен в этом отношении свод нижнего зала станции метро «Новокузнецкая».

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.