Росписи в залах Ватикана

Композиция фигур передает спокойствие и статичность, соответствующие нижней части апсиды — ее опоре. Над окнами проходит фриз — двенадцать фигур апостолов, по шести с каждой стороны; они движутся к центру. Фигуры этого ряда наделены спокойным, ритмичным движением, что делает их легче нижних фигур апсиды. Фриз отделен от конхи двойными широкими орнаментальными лентами. В конхе, на золотом фоне, как бы венчая всю композицию апсиды, расположена одна крупная фигура. Ее композиция и трактовка помогли художнику достигнуть необходимого равновесия; фигура наделена движением: руки широко распростерты, ноги поставлены несимметрично. Это движение зрительно облегчает фигуру, связывает ее с поверхностью конхи и в то же время останавливает взгляд зрителя, не давая ему уйти за пределы апсиды. Рафаэль в своих росписях в залах Ватикана (Станцы Рафаэля) тесно увязывает их композиционное построение со сводчатой архитектурой залов; в частности, в композиции росписей важное значение имеет изображение арок, которые согласуются с конструктивными арками сводов. Создавая архитектурно-живописное убранство зала ресторана Казанского вокзала, А. Щусев и Е. Лансере выбрали монументально-живописную систему с ярко выраженной пространственной перспективой. Цилиндрический свод зала расчленен лепными овальными ромбами, которые создают своеобразную конструктивную систему. В этих ромбах, как бы обрамляющих проемы в своде, помещены аллегорические живописные изображения («Крым», «Кавказ» и др.). Фигуры даны на фоне неба, в сильном ракурсе; этим подчеркивается глубина перспективы, создается ощущение «воздуха». Композиционное построение монументальных живописных произведений выражается также и в ритмической взаимосвязи отдельных элементов.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.