Рязанский чертеж

Сторона равна половине большой стороны прямоугольника, и, наконец, большая сторона третьего прямоугольника приравнена меньшей стороне в сумме с половиной диагонали квадрата, сторона которого равна той же меньшей стороне. Таким образом, с помощью рязанского чертежа переносились «в натуру» иррациональные отношения: отношения стороны и диагонали квадрата (1:1,41), «золотого сечения» (1:1, 618), стороны и стороны же в сумме с полудиагональю квадрата (1:1,705). С подобными рязанскому чертежу графиками связаны «жезлы Китовраса», использовавшиеся при строительных работах для иррациональных, геометрических по своей природе, построений. Все эти соотношения не только крайне просты но и широко используются при построении архитектурной формы русских храмов X-XII веков. Примеров, подтверждающих это положение, как мы видели, очень много. Рязанский чертеж является еще одним доказательством того, что в нашем исследовании пропорций в русской архитектуре мы опирались на отношения, действительно имевшие широкое распространение на Руси, и отнюдь не на современные нам математические знания. Б. А. Рыбаков, анализируя размеры арматурного пояса Успенского собора Елецкого монастыря, ищет подходящие размеры в рязанском чертеже и оснащает рисунок арматурного пояса избыточными, с точки зрения построения архитектурной формы, размерами. Нам кажется, и в этом случае дело обстоит гораздо проще. Форма определяется размером арочки, ее диаметром и шириной опоры-кронштейна. Размеры арочки устанавливаются керамическим полукружием, диаметр которого равен одному греческому футу (31 см). Опора арочки устанавливается как диагональ квадрата со стороны, равной одному греческому футу. Все остальные размеры прямо вытекают из указанных размеров, толщины шва раствора и толщины плинфы.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.