Шепотные галереи

Эти явления объясняются сложением эффектов отражения, дифракции и интерференции. Влияние интерференции и дифракции будет рассмотрено. В больших помещениях с непрерывными поверхностями стен и потолков эхо является обычным явлением. Любой звуковой импульс, например аплодисмент, произведенный между параллельными стенами большого помещения, вызывает целую серию эхо. Любой звук, произведенный в центре кривизны куполообразного потолка, отразится обратно к той же точке; звуки, полученные в различных частях здания, отразятся к сопряженным фокусам, причем в каждом отдельном случае отраженный звук задерживается настолько долго, что резко отделяется от прямого. Далее, благодаря собирательному действию купола на отраженный звук, он может иметь такую же громкость, как и прямой звук, или даже еще большую. Объяснение этого явления, данное Рэлеем, предсказало, а опыты, проведенные Раманом (Raman) и Сузэрлэном (Sutherland)14 в соборе Павла, показали, что шепотный звук концентрируется главным образом в узкой полосе, опоясывающей круглое основание купола, и что ширина ее уменьшается с уменьшением длины волны. Звуковые импульсы, как например аплодисменты, проходят вдоль галереи несколько раз, причем последовательность их обусловлена интервалом времени, которое необходимо для распространения звука вдоль окружности галереи. Тесно связанной с отражениями от изогнутых поверхностей является тенденция звука, особенно высокого тона, распространяться или «ползти» вокруг большой изогнутой поверхности. Это явление получило известность в связи с собором св. Павла в Лондоне и наблюдалось во многих других сводчатых конструкциях. Шепот, направленный вдоль такой вогнутой поверхности, может быть явственно слышен на расстоянии порядка 60 м.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.