Школа крупного масштаба

Создается впечатление, как правильно заметил Гидион, «чего-то волшебного» . Но разумно ли в деловом здании создавать такого рода «игру настроения»? Вероятно, именно это сооружение, больше чем какое-либо другое, обнажает противоречия, существовавшие между Райтом и широким фронтом современной ему архитектуры. Райт прошел мимо такого важного этапа в развитии европейской архитектуры, как утверждение конструктивизма и функционализма. Он остался великим одиночкой, постоянно поражая нас силой своей творческой фантазии. Язык форм Райта слишком ярко отражал всю силу его незаурядной индивидуальности, чтобы создать школу крупного масштаба. Но влияние его идей, направленных на сближение с природой, на свободное решение композиций и на приспособление к всегда новым условиям окружающей среды; его отказ от всякой схемы, в том числе и геометрически определенной, сейчас гораздо более жизнен, чем когда-либо. Ведь постоянные ссылки на антагонизм между органичной и рациональной архитектурой в наше время уже не имеют такого значения, как прежде. Архитектура рационализма, вначале стремившаяся создать простые формы, подчеркивающие их функциональное назначение, вскоре поднялась на более высокую ступень и пошла по пути синтеза вновь создаваемых форм в цельные взаимосвязанные системы, что послужило обогащению возможностей формообразования. В начале девяностых годов девятнадцатого века в Бельгии, Франции, Голландии, Австрии и Германии получили развитие направления, которые, несмотря на различия, имели и общие черты. Общим был не только полный отказ от любых форм, присущих архитектурным стилям прошлого, но и поиски новых декоративных форм, в которых отражалась бы современность. В акцентировке роли орнамента чувствуется еще власть представлений девятнадцатого столетия, но уже создается новый язык форм в виде подвижных растительных мотивов или напряженных упругих линий. С течением времени все больше выкристаллизовывается тенденция к отказу от обусловленности орнамента временем и стремлением к восприятию принципов архитектурного творчества, провозглашенных Отто Вагнером, Адольфом Лоосом, Гендриком Петрусом Бер-лаге и Анри ван де Вельде.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.