Сложные конструктивные системы

Поэтому ритм в расположении зданий на участке очень часто сочетается с метрическим построением каждого отдельного объема: расположением окон, чередованием равных этажей, равномерным шагом опор или колонн и т. п. Нередко встречаются также сложные конструктивные системы, ритмические в одном направлении и метрические в другом. Такая система ясно видна, например, в строении готических соборов, где ритмическое нарастание размеров боковых нефов к центральному сочетается с их метрическим членением в продольном направлении. Всякий ритмический ряд образуется при чередовании элементов активных — акцентов – и «пассивных» — интервалов. Интервалы — это не только промежуточное пространство, например, интерколумний, но и любая форма, играющая роль промежуточной, пассивной. Одна и та же архитектурная форма может служить как активным элементом — акцентом, так и промежуточным — интервалом. Так, в фасаде Летнего дворца окна являются активными ритмическими элементами, а простенки между ними — интервалами. В центральной части здания Московского университета на Моховой улице простенок с колонной образует ритмический акцент, а часть здания с окном – интервал. Эстетические свойства ритма зависят в значительной степени от характера ритмических элементов — акцентов и интервалов. Например, если в одной и той же ритмической схеме акцентами будут служить последовательно скульптуры, колонны, окна и т. п., то реальный ритм по этой схеме будет производить различное впечатление. Подобное же влияние на восприятие ритма оказывают строение и форма архитектурных элементов. Художественная выразительность ритма зависит от того, является ли активный архитектурный элемент одинарным или сдвоенным, состоит ли он из однородных или разнородных архитектурных форм, будут ли эти формы массивными или легкими и т. д.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.