Степени монументализации скульптурного образа

Существуют различные степени монументализации скульптурного образа, и выбор той или иной степени должен быть результатом совместных творческих поисков архитектора и скульптора. Под «декоративностью» следует понимать тот свойственный архитектурному произведению порядок, который должен присутствовать в скульптурной композиции, включенной в композицию здания. Это может быть сознательно примененное ритмическое чередование освещенных и затемненных частей в рельефе, или геометрически определенная форма, в которую зрительно вписывается скульптурная группа, и т. д. Трудно представить себе венчающую группу из двух рядом стоящих фигур разного размера. Это не значит, что скульптурные образы рельефа следует подчинять узору, но в какой-то форме этот узор, как некий подтекст, должен ощущаться. Тем самым в скульптурную композицию вносится закономерное начало, дисциплина. Однако если заходить в этой тенденции слишком далеко, например если решать две стороны тимпана как зеркальное отражение одних и тех же фигур, то сюжетная композиция начинает восприниматься как орнамент и теряет свой смысл. Применяя в композиции скульптуру, архитектор должен учитывать то обстоятельство, что она может оказать большее влияние на масштабное восприятие здания. Это объясняется тем, что скульптура изображает фигуру человека и поэтому ассоциируется с его обычными размерами. Например, огромные фигуры «путти» в интерьере собора Петра воспринимаются как детские фигурки, отчего снижается масштаб всего интерьера. Положительным примером решения задач масштаба может служить применение скульптуры в архитектуре Древнего Египта. Сама эта скульптура была настолько обобщенной, что почти не вызывала ассоциаций с обычными представлениями о человеке.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.