Световые контрасты и нюансы

Такое сопоставление позволяет зрителю более правильно представить себе величину удаленных частей и элементов. Вот один из характерных примеров, поясняющих также и роль контрастных сопоставлений. Если зритель, рассматривая какое-либо большое здание, вдруг замечает появившуюся наверху фигурку человека, он бывает поражен ее чрезвычайно маленькими размерами. И только сопоставив действительную величину человеческой фигуры и соседних элементов здания, зритель получает реальное представление о величине этих элементов, которые до того казались ему значительно меньшими по размерам. Контраст и нюанс часто выступают как явления взаимообусловленные, дополняющие или сменяющие друг друга. Таковы, в частности, световые контрасты и нюансы. При ярком дневном освещении мы ясно различаем положение основных объемов здания, характер их членения, форму отдельных элементов и деталей. Этому во многом способствует контрастное сопоставление ярко освещенных (выступающих) и частично затененных (более удаленных от зрителя) элементов сооружения. Вечером положение резко меняется. Контрастное освещение исчезает, детали и членения становятся плохо различимыми, выступающие части как бы сливаются с дальними. Нюансные отношения между слабо освещенными элементами обобщают, делают незаметными различия. Но вместе с тем вечером возникают новые контрастные сопоставления. Здание выступает четким силуэтом на светлом фоне вечернего неба. Выразительность общего силуэта определяет здесь художественную выразительность здания в целом. Подобные смены и переходы контрастных и нюансных соотношений всегда необходимо учитывать при проектировании зданий. Следует также ясно представлять себе и ту художественную роль, которую в данных условиях играют контрастные и нюансные сопоставления.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.