Свидетельство Витрувия

Обратимся вновь к свидетельству Витрувия, чтобы проиллюстрировать это положение анализа параллелями, содержащимися в труде римского теоретика. Констатация этих параллелей послужит в данном случае еще одним свидетельством в пользу построенной концепции и так или иначе, но говорит о высокой строительной культуре наших предков. Так, прежде всего, в храмах соразмерность вычисляют или по толщине колонны, или по триглифу или еще по омбату, в баллисте — по отверстию в ее капители, которая называется у греков лериоптос, в кораблях — по промежутку между уключинами, называемому бюшитра, а в других сооружениях — также по их членам». В византийских — и русских храмах XI-XII веков — по диаметру центрального купола, можем добавить мы. Далее в книге III Витрувий говорит: «Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Она возникает из пропорции, которая по-гречески называется ava. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет такого же точного членения, как у хорошо сложенного человека. Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и начала корней волос составляют десятую долю тела… У остальных частей есть также своя соразмерность, которую тоже принимали в расчет знаменитые древние живописцы и ваятели, и этим достигали великой и бесконечной славы. Подобно этому и части храмов должны, каждая в отдельности, находиться в самой стройной соразмерности и соответствии с общей величиной всего целого. Далее, естественный центр человеческого тела — пупок.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.