Теория «ассоциаций»

Люрса применяет для пропорционирования ряд правильных геометрических фигур. Принимая за основу своей пропорциональной схемы какую-либо группу канонизированных геометрических фигур или математических отношений, исследователи были вынуждены приписывать этим фигурам и отношениям особые эстетические качества, чтобы как-то оправдать сделанный ими выбор. При этом одни, например Гика, развивали в новом «научном» свете высказанные еще Платоном идеи о вечной «идеальной» красоте, свойственной геометрическим фигурам. Другие, как Цейзинг, ссылались на теорию «ассоциаций», т. е. на соответствие канонизированных геометрических фигур и отношений формам живой и неживой природы, а также на сходство со строением человеческого тела. Третьи, к примеру Бориссавлевич, считали, что критерием красоты является соответствие архитектурных форм природе нашего глаза и особенностям восприятия. И еще один существенный недостаток свойственен рассмотренным выше системам геометрического пропорционирования. Известно, что при восприятии архитектурных объектов в ракурсах зритель недооценивает протяженность фасадов здания, сокращенных перспективой. Фасады эти кажутся как бы «сжатыми» в продольном направлении. Например, фасад, образованный двумя квадратами, в ракурсе может быть воспринят в виде прямоугольника с отношением сторон 1 : 1,8 или даже 1 : 1,5 (см. стр. 204-205). Учитывать возможность изменений такого рода при пропорционировании архитектурных сооружений совершенно необходимо. Действительно, если фасад здания или его отдельные фрагменты вписаны на ортогональном чертеже в квадраты, круги, треугольники и т. п., то можно с уверенностью сказать, что при восприятии в ракурсе зритель уже не увидит этих канонизированных фигур: квадрат окажется прямоугольником, равносторонний треугольник — неравносторонним и т. д.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.