Увеличение количества элементов

Четыре элемента, расположенные по горизонтали, уже могут обладать ярко выраженными свойствами метрических и ритмических рядов. Увеличение количества элементов обычно усиливает выразительность ритма, однако оно может следовать лишь до определенного предела. Ничем не ограниченное, оно может привести к прямо противоположному эффекту — к ощущению подавляющего однообразия. Так, множество последовательно расположенных элементов, композиционно ничем непрерываемое, создает скучный, маловыразительный ряд. В связи с вопросом об ограничении количества элементов возникает проблема «остановки ритма», т. е. создания ритмически законченной композиции. Можно указать на несколько сложившихся композиционных приемов такого рода. Замкнутое кольцо чередующихся ритмических акцентов И интервалов дает нам один из примеров непрерывного ритмического движения (обычно в интерьерах и внутренних дворах). Для остановки ритмического движения наружные углы здания как бы укрепляются, благодаря «сгущению» на углах ритмических элементов ряда (например, увеличение размера простенков в типовой схеме многоэтажного дома). Иным приемом остановки ритма является обогащение центральной части здания элементами пластической обработки. Так, в бывшем доме Строганова на Невском проспекте в Ленинграде по направлению к центру здания увеличивается число колонн и обогащается орнаментальная обработка окон. В вертикальных башенных сооружениях, где наблюдается ритмическое нарастание или убывание в расположении элементов, остановка ритма очень часто возникает тогда, когда одно из звеньев ритмического ряда как бы нарушает общее мерное движение своими размерами или своеобразной архитектурной обработкой. Так, в колокольне Новодевичьего монастыря при общем убывающем ряде пятый ярус имеет, однако, высоту большую, чем предыдущий.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.