Выразительное средство композиции

В этой связи можно говорить об известной «тенденциозности» масштаба, поскольку при помощи его укрупнения возрастает значение здания в ансамбле. Вместе с тем масштабность имеет особое, большое значение в композиции массовых сооружений, не нуждающихся в тенденциозном преувеличении масштаба. Это выразительное средство композиции не требует никаких специальных материальных затрат. Архитектор оперирует теми элементами, без которых не может существовать здание, которые выявляют внутреннюю структуру здания, отражают ее в объеме сооружения, создают его масштабный строй. Таким образом, подводя итог всему сказанному о масштабе и масштабности, следует еще раз напомнить о том, что в практике архитектуры четко различаются: а) отсутствие масштаба в сооружении (благодаря путаной разномасштабности его частей); б) масштаб, несоразмерный человеку (преувеличенный или преуменьшенный); в) масштабность (т. е. масштаб, соразмерный человеку с его материальными и духовными потребностями). В этом последнем масштабе в свою очередь имеются градации масштабной выразительности от крупного масштаба к малому, градации, в зависимости от которых здание получает разную степень монументальности. Преувеличенный и измельченный масштабы (т. е. масштабы, не соразмерные человеку) являются искажениями в архитектурной композиции, тогда как масштабность в ее трех (основных) видах — естественное качество сооружения. Необходимо четко различать восприятие человеком масштаба здания и его отношение к этому масштабу. Восприятие масштаба того или иного сооружения как определенного качества этого сооружения в известной степени постоянно (впечатление, получаемое от определенного соотношения величины целого и частей). Отношение человека к масштабу окружающей его архитектурной среды — это его чувства, изменяющиеся под влиянием исторических условий.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.