Характер нарастающих и убывающих ритмов

Нарастающие и убывающие ритмы характеризуют направленность движения к определенной цели, динамику этого движения. Например, в убывании величины помещений египетского храма как бы отражается движение посетителей к святилищу, в ритмической анфиладе некоторых дворцов — направленность движения к тронному залу. Характер нарастающих и убывающих ритмов часто определяется порядком расположения конструктивных элементов, испытывающих неравномерное распределение нагрузок. Так, во многих сводчатых конструкциях необходимость погашения распора нередко требует ритмического распределения опор. Яркой иллюстрацией этого могут служить пятинефные готические храмы; поперечные размеры нефов последовательно увеличиваются по направлению к центральной оси. Подобное ритмическое построение внутренней структуры находит свое выражение также и в соответствующем членении внешних объемов в виде ступенчатых ярусов. Ритмический порядок в композиции ансамбля, например более тесное размещение зданий и увеличение их высоты по направлению к центру, часто бывает продиктован условиями общественной жизни данного времени. Широкое применение находят ритмические построения в планировке садово-парковых ансамблей. В частности, композиционный прием ритмического построения, примененный в усадьбе Архангельское, получает выражение в чередовании зеленого партера с узкими белокаменными террасами. Размеры зеленого партера увеличиваются при этом по мере удаления от основного ядра — здания дворца. Весь ансамбль как бы заключен, в архитектурную раму. Первым звеном ее служит дворец, а завершающими звеньями — павильоны у реки. Еще большее богатство ритмической организации ансамбля придает ступенчатость расположения отдельных частей партера. Метр и ритм в архитектуре обычно выступают в неразрывном единстве.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.