Характеристика ритма

Для ритмической характеристики сооружения не безразлично также и то, каким будет интервал: пространственным ли промежутком, гладкой стеной, или стеной с оконным проемом. Для характеристики ритма важно, далее, учитывать соотношение и взаимное расположение активных и пассивных ритмических элементов. Соотношение непосредственно следующих друг за другом акцентов, а также интервалов характеризует динамичность ряда, скорость его нарастания или убывания. Чем контрастнее отношение между элементами, тем динамичнее композиция и наоборот. Простейшим и наиболее распространенным метрическим рядом является ряд, состоящий из одинаковых форм — акцентов, повторяющихся через одинаковые интервалы (такова, например, колоннада греческого храма). Сложные ритмические ряды имеют акценты и интервалы, отличающиеся один от другого. Единство ряда сохраняется за счет повторности размеров отдельных элементов и закономерностей построения основной ритмической фигуры. Так, в соборе Парижской богоматери различные по величине порталы главного фасада разделены между собою лопатками одинаковой ширины. В церкви Сусанны в Риме неизменным остается лишь закономерное нарастание богатства пластической отделки к центральной оси фасада. В этих примерах элементы ряда подчиняются наиболее общим закономерностям ритмического нарастания или убывания. Однако не только ясность и цельность ритмической структуры определяет выразительность ритма. Как бы ни был выразителен ритм по своим внешним формальным качествам, он теряет всякий художественный смысл, если данный ритмический ряд не соответствует общей композиционной структуре сооружения, его содержанию и назначению, тектоническим, пропорциональным и масштабным закономерностям его построения.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.