Характерные черты пропорционального строя Парфенона

Из этого отрывка можно сделать вывод, что «аналогия», или подобие элементов, в эпоху античности рассматривалась именно как основа соразмерности и пропорциональности архитектурных сооружений, причем под самым понятием «пропорция» античные зодчие понимали известную «аналогию» — повторение одной части сооружения в других частях и в целом. Сошлемся на некоторые характерные черты пропорционального строя Парфенона. Они выявляются наиболее наглядно при сопоставлении деталей ордера с пропорциями здания в целом. На схемах мы видим, что уменьшенный в размерах фасад храма последовательно вписывается сначала в его собственный полный антаблемент, затем дважды в триглифный фриз, взятый по высоте с завершающей плитой карниза, и, наконец, в венчающую плиту антаблемента. Ширина фасада во всех этих случаях совпадает с подразделениями триглифного фриза, охватывая последовательно промежутки в четыре триглифа, в два триглифа с метомой, затем в два триглифа и, наконец, в один триглиф при вписывании храма в венчающую плиту. На соседнем сопоставлены фрагменты ордера и соответствующих деталей в размерах, приведенных к одной общей высоте. При таком сопоставлении аналогия форм выступает наиболее отчетливо. В конце XIX в. факты геометрического подобия в архитектуре внимательно изучались немецким исследователем А. Тиршем. К сожалению, эти усилия не были впоследствии продолжены, и теория подобия выпала из поля зрения наших исследователей. Подводя некоторые итоги, необходимо прежде всего отметить, что геометрическое подобие отрезков и фигур служит в конечном счете наиболее общим признаком наличия пропорциональных зависимостей. Там, где есть пропорции, есть и подобие. Где подобия нет, там нет и пропорциональности элементов.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.