Храмы Новгорода

Решение представляется вполне логичным, вытекающим из существа стоящей перед зодчим задачи и традиционным по своему приему. Оно подтверждает предположение об изначальном существовании у храма паперти. Таким образом, храм Софии и его интерьер получили необычайную, вытянутую вверх форму. Последующие храмы Новгорода, хотя и не имели папертей, сохранили те же вытянутые вверх пропорции, что и стало характерным для ряда храмов Новгорода XII века. Так, если на юге Руси церковь Кирилловского монастыря следовала соотношениям храма Софии Киевской, то Николо-Дворищенский, Георгиевский собор Юрьева монастыря и другие храмы повторяли соотношения по высоте храма Софии Новгородской. Уместно здесь же указать на соотношения высот храма извне и его размеров в плане. В самом деле, весьма знаменательно то, что высота храма до основания центрального купола равна длине храма без абсид, но с папертями. Высота храма до основания малых куполов приравнена ширине пятинефного ядра храма. Высота же лестничной башни равна размерам в плане примыкающей к ней западной (Корсунской) паперти. Ремесло зодчего и процесс «проектирования» храма, конечно, не столь просты, как это может показаться из приведенных выше наблюдений. Многие «тонкости» построения мы вынуждены здесь опустить как не имеющие решающего и прямого отношения к задачам настоящего исследования. Из приведенных рассуждений видно, что наиболее достоверной схемой является та, которая предполагает первоначальное существование храма с папертями в один ярус и лестничной башней. Принимая эту схему реконструкции храма, мы тем самым подтверждаем указания летописи о погребении в Корсунской паперти в 1052 году новгородского князя Владимира, строителя храма, и его матери Айны, умершей в 1050 году.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.