Художественные качества

Процесс развития и использования тектонических закономерностей противоречив. Так, в архитектуре Египта, античной Греции и древней Руси они формировались в тесной зависимости от физико-механических свойств материалов и конструкций. Однако в процессе развития единство материальной и эстетической сторон архитектуры может нарушаться. Наряду с правдивой тектоникой, непосредственно отражающей конструктивную основу здания, появляются примеры, когда тектонические закономерности отрываются от этой основы. В некоторых зданиях происходит как бы расслоение, разделение художественных и конструктивных качеств тектоники. Художественные качества подчас начинают применяться самостоятельно, как чисто формальное средство повышения образной выразительности сооружения. Яркие примеры нарушения правдивого соответствия архитектурной формы и конструкции встречались во многих сооружениях древнего Рима, в которых новая для того времени сводчатая конструктивная основа декорировалась монументальным ордерным убором. Такое несоответствие можно видеть и во многих станциях метрополитена: конструктивно совершенные чугунные или железобетонные тюбинги одеваются в тяжеловесные каменные формы. Архитектор не может не учитывать объективные закономерности, лежащие в основе тектоники. Однако тектонические системы используются по-разному для создания того или иного архитектурного образа. В истории архитектуры выделяются две основные тенденции применения тектонических закономерностей. Одна из них проявляется в многочисленных примерах раскрытия реальной материальной основы сооружений — действительной тяжести, легкости или спокойной уравновешенности материалов и конструкций. Следуя другой тенденции, зодчие особенно сильно утрируют ощущение тяжеловесности или легкости.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.