Желто-терракотовый колорит

Поскольку сейчас особенно ощущается взаимосвязь между плакатом и рядом произведений монументальной живописи, видимо, необходимо остановиться хотя бы кратко на этом вопросе. Конечно, проблема эта весьма актуальна и сложна и, вероятно, заслуживает самостоятельной аналитической работы. Не ставя себе задачи всестороннего анализа, все же попытаемся выяснить, что же в этом взаимодействии — процесс закономерный и неизбежный, а что — подмена одного другим. В эпоху средневековья плакатов не было, а потребность в изобразительном образе, через который можно было бы обратиться к широким массам, была. Эту функцию — пропаганды идеи через аллегорический образ — в значительной мере выполняла монументальная живопись. Так, огромная фигура Оранты выражала важнейшую для своего времени идею защиты Родины (X-X вв.). Она активно адресована к самым широким кругам зрителей, являясь идейным центром общественного форума (собора). И если мы обратимся к генезису одного из традиционных образов-символов современного плаката — Родина-Мать (Женщина-Мать, призывающая к борьбе, посылающая в бой и т. п.), то он настойчиво напоминает нам древнюю Оранту. Плакат — лаконичен и четок, он рассчитан на мгновенный психологический удар. Монументальная живопись также может обладать лаконичностью и силой удара, если этого будет требовать ее роль в архитектурном ансамбле. Но в отличие от плаката, помимо мгновенного удара, она должна сохранять свое воздействие и во времени — в этом одно из главных различий между ними. Главное, если не основное, различие между плакатом и монументальной живописью является продолжительность их воздействия на зрителя. Плакат рассчитан на краткую жизнь. И чем он актуальнее, острее и активнее, то есть чем он совершеннее, тем короче (но ярче, значительнее) его жизнь в обществе, тем скорее проходит необходимость в нем. В этом можно убедиться, обратившись к лучшим нашим плакатам периода первых послереволюционных лет, а также Великой Отечественной войны.

Releated Post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.